Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
- Дети участников СВО
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия.
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей.
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями.
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями.
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем.
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие.
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия.
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид.
- Санитарно-гигиеническая запущенность.
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания.
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием.
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков.
- Боязнь идти домой.
- Жестокое обращении с животными.
- Стремление скрыть причину травм.
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей.
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей.
- отрицательно влияют на их поведение.
- жестоко обращаются с детьми.
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни.
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей.
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагог-психолог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.